Учитель-логопед гр. №2

Вас приветствует учитель-логопед

группы "Улыбка"

Плачиндо Марина Викторовна


Коротко о себе:
высшее педагогическое образование,
высшая квалификационная категория,
педагогический стаж работы - 34 год
курсы повышения квалификации 2015 год

Консультация для родителей.

«Что нужно знать родителям будущих первоклассников о дисграфии и дислексии».

Часто дети испытывают трудности, осваивая родной язык как учебный предмет. Родители жалуются на невнимательность  детей, неусидчивость, нежелание учиться и т.д. Очень часто за этим стоят более серьезные вещи: физиологические, психологические, неврологические и речевые проблемы – это  трудности в овладении навыками письма и чтения, которые  называются дисграфией и дислексией. Как правило, если есть что-то одно, то имеется и другое. Чтобы родители первоклашек могли лучше ориентироваться в проблемах своих детей, предлагаю ненадолго погрузиться в эту тему.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки, то есть ошибки не связанные с применением правил орфографии. Они носят стойкий характер и не связаны с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребенка.

Выделяются три группы специфических ошибок.

1 группа – ошибки на уровне буквы и слога. Эти ошибки связаны с трудностями фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Проявляются в виде пропусков, перестановок, вставок букв или слогов. Например:

  • пропуски: санки – снкиколокольчик – клокочи;

  • перестановки: чулан – чунал, зима – змаи;

  • вставки: школа – шекола, девочка – девочика;

К ошибкам на уровне букв и слогов относятся замены по акустико-артикулляционному сходству. Например:

  • замены по звонкости-глухости: кослик (козлик), деди (дети), жумно (шумно);

замены свистящих и шипящих: скажал (сказал), пушиштый (пушистый);

замены гласных о-у, ё-ю: клёква (клюква),дедошка (дедушка);

замены согласных г-к-х: черемука (черемуха);

замены согласных р-л: хородный (холодный);

замены согласных й-ль: солька (сойка);

замены согласных ч-щ, ч-ц, ч-ть, ц-т, ц-с: утитель (учитель), сквореч (скворец);

  • замены по оптическому сходству: с-е, о-с, у-д-з, л-и, м-ш, в-д;

  • замены по кинетическому сходству (связанные с технической стороной письма): о-а, б-д, и-у, У-Ч, п-т, П-Т, л-м, Л-М, х-ж, ч-ъ, Г-Р, н-ю, и-ш, л-я, Н-К.

2 группа – ошибки на уровне слова. Выражаются в раздельном написании слов или слитном написании нескольких слов. Например, я-сный, идетработа.

3 группа – ошибки на уровне предложений. В этом случае не сохраняются границы предложений (не ставится точка, заглавная буква) или нарушаются связи слов в предложении (нет согласования в роде, числе, падеже – ворона вернулся, большая белое пятно).

При дислексии наблюдается частичное нарушение чтения. Оно может проявляться в слитном чтении или разбивке слов, в замене, пропусках и перестановках. Не соблюдаются границы предложений – интонационно не выделяются конец предложения, начало предложения, нарушается осмысленность чтения.

Рекомендации – предлагать ребенку больше читать вслух, задавать вопросы по прочитанному, давать задания ребенку на ориентацию по тексту (прочитать второе предложение в тексте, прочитать предложение с описанием героя).

Желаю успехов!