Учитель-дефектолог

Вас приветствует учитель-дефектолог
Юдина Виктория Вячеславовна

 

Консультация для родителей

УЧИМ ДЕТЕЙ РАССКАЗЫВАТЬ

30.10.2015 г.

Учить ребенка рассказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста. Овладение связными формами высказываний — сложный и длительный процесс. Обучая ребенка рассказыванию, т.е. самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, взрослый помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко - и словопроизношения.

Развивая связную монологическую речь, важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки, рассказы). Пересказывая сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»), у ребенка вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному воспроизведению литературного произведения.

Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты нескольких сказок, усваивает последовательность действий.

Учить малышей пересказу хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя слово или предложение: «Жили-были дед и...» - «Баба», «Была у них...» - «Курочка Ряба» и т.д. Затем можно переходить к пересказу по вопроса: «Кого встретил колобок?» - «Зайчика», «Какую песенку он ему спел?..» и т.д.

После того как малыш овладел пересказом сказки, можно предложить пересказать маленькие рассказы с несложной фабулой. Хороший образец таких рассказов — лаконичные рассказы Л.Н.Толстого для детей.

А помогают овладеть умением пересказывать разные зрелища — театр, мультфильмы. Они эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления в рассказе.

Подводятся дети к рассказыванию по картине. Они учатся правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно высказываться по содержанию картины.

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это, скорее всего, побуждает их к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями. Прежде, чем сравнить, малышу придется внимательно рассмотреть кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.

Овладел малыш описанием отдельных игрушек — переходите к составлению небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка; девочка, корзинка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто перескажет ваш рассказ — он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите ребенка от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили на новогодний праздник елки, что он видел интересного на прогулке в лесу и т.д. Перед ребенком четко ставится задача: «Расскажи, что ты видел на новогоднем празднике». Здесь можно использовать образец: «Сначала послушай, что я видела на новогоднем празднике елки, а потом ты будешь рассказывать». Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.

Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после пяти лет. Дети шести и семи лет вполне подготовлены к этому виду речевой деятельности: усложняется их мыслительная деятельность, возрастает произвольность целенаправленность воображения, его устойчивость и активность. Дошкольники шести-семи лет обнаруживают способность к простому, логическому аргументированному комбинированию представлений, образов.

Рассказывание по сюжету усиливает интерес детей к рассказыванию в целом, подготавливает к литературно-словесному творчеству, с которым они встретятся в школе.

                                                                  Как учить стихи с ребенком

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе и т. д.), а ребенок не соглашается на это "ни за что на свете"?

Ребенок может отказываться под разными предлогами: "Я не смогу", "Я не хочу", или просто без объяснений взять и уйти заниматься своими делами. При этом причина нежелания, как правило, одна: слишком большой объем новой информации, которую надо запомнить. Мозг маленького человечка просто пытается защититься от информационной перегрузки.

В этом случае помогают несколько маленьких хитростей. В первую очередь, если ваше чадо сопротивляется, надо успокоить ребенка (усыпить его бдительность). "Хорошо, — соглашаемся мы, — учить стихотворение мы не будем. Давай просто я буду рассказывать, а ты за мной повторяй". Обязательное условие, которое надо помнить: рассказывать можно только по одной строчке стихотворения. В таком случае ребенку будет легко за вами повторять, и он не будет чувствовать информационного стресса.

Следующий шаг — выяснить, есть ли в стихотворение слова или фразы, которые непонятны ребенку. Выясняется это довольно просто: при повторении малыш будет либо путать непонятное слово, либо вообще откажется повторять строчку, где есть непонятная для него фраза. Следовательно, надо объяснить ребенку, что значит это слово или фраза, и привести побольше примеров, где и как еще можно употребить это слово (фразу).

Когда все непонятные слова разъяснены, начинается сам процесс заучивания. Сначала повторяется первая строчка стихотворения. И до тех пор, пока ребенок не начнет рассказывать эту строчку без запинки, ко второй приступать не следует. Когда одна строчка запомнилась, можно начинать учить вторую. Когда и вторая строчка повторяется легко и без запинки, соединяем две строчки. И теперь рассказываем сразу две строчки, опять же до тех пор, пока ребенок не начнет сам рассказывать эти две строчки. Затем можно приступать к третьей и так далее. Таким образом, незаметно для себя, ребенок сможет выучить все стихотворение.

Ну а если и такой способ не помогает и ребенок продолжает противиться, то придется идти на крайнюю меру: надо взять ребенка так, как берет нас реклама — бесконечным повторением. Начинайте декламировать стихотворение в присутствии ребенка сами для себя. Сначала повторите его полностью три раза (большее количество раз будет уже лишним), а затем начинайте бесконечно бубнить по одной - две строчки, в зависимости от их объема. Очень важно, чтобы вам самим это нравилось. Читайте с выражением, передавая интонациями настроение стиха.

Можно брать игрушки и устраивать представления: сажаете их в круг, одну игрушку берете на "сцену" — пусть она расскажет стихотворение для остальных. А потом каждая игрушка будет повторять одну-две строчки своим, отличным от остальных, голосом. В конце концов, ребенок включится в игру. Многократное повторение — оружие мощное. Запомнишь, даже если совсем этого не желаешь. Поэтому для ребенка весь процесс запоминания пройдет незаметно для него самого.

Тут есть одна очень важная рекомендация. Не стоит учить с ребенком больше двух строчек в один день. Неделя — вполне нормальный срок, чтобы выучить к празднику нужное стихотворение.

Кстати, этот метод заучивания известен с древних времен. Называется он "система накопления". Именно его использовали индусы и другие народы при передаче своих священных и философских учений. Ключ к секрету этого метода состоит в начинании с самого малого, постепенном прибавлении и частом повторении.

Повторение здесь очень важно, потому что заставляет пересматривать выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно. Пользуясь этим методом, можно легко развить память ребенка, и он сможет запоминать сразу несколько строчек. Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе постепенно.

Несколько рекомендаций

  1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Если с рождения мама периодически рассказывает разные стишки и потешки, они сами по себе запоминаются, и память ребенка развивается естественным путем. К тому же, если ребенку постоянно читают стихи, ему это становится привычным и понятным. Поэтому заставлять учить рифмы такого ребенка не надо, он сам с удовольствием будет их повторять.
  2. Чтобы стихотворение училось легко, отдайтесь его ритму. Делайте с ребенком движения под ритм стихотворения. Тут подойдут шаги, плавные движения руками, качание туловищем и так далее.
  3. Для заучивания стихотворения можно использовать мячик: Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч и так далее. Когда ребенок познакомится со стихотворением поближе, можно бросать мяч на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.
  4. Можно нарисовать стихотворение вместе с ребенком. Это может быть одна картинка, а может быть целая серия небольших зарисовок, которые собираются в книжку.
  5. Чтобы для ребенка рифма была привычна и легка для заучивания, следует в быту почаще применять рифмованные словечки, например: кисуля-раскисуля, "ах, какое блюдо, понравится даже верблюду", Антошка-картошка, "иди на горшок — получишь семечек мешок", "кашка для Сашки" и т. д. Такие рифмы придумываются легко, и родители могут постоянно их использовать в общении с ребенком.

                                                      Развиваем внимание в играх

Внимание – познавательный психологический процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, припоминания, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целенаправленность деятельности человека, его общения с людьми.

Свойства внимания – устойчивость, концентрация, переключаемость и объем.

В своем развитии внимание проходит через следующие стадии. Первая стадия, сразу после рождения, у ребенка имеется лишь непосредственное внимание к сильно действующим раздражителям. Вторая стадия развития внимания начинается с того момента, когда ребенок, наблюдая за взрослым, замечает его действия и начинает реагировать на них как на движения, указывающие направления внимания. Третья стадия развития внимания, связана с началом использования самим ребенком его собственных телодвижений и произносимых им звуков для управления вниманием взрослых людей. Четвертая стадия характеризуется тем, что ребенок, активно осваивая речь, начинает разумно реагировать на обращенные к нему слова, связанные с регуляцией его внимания. Пятая стадия развития внимания, характеризуется тем, что ребенок начинает использовать речь для управления собственным вниманием. Шестая стадия развития внимания ребенка характеризуется тем, что у него появляется полноценное произвольное внимание, регулируемое с помощью достаточно развитой внутренне речи. Это происходит в возрасте старше 5 – 6 лет, т.е. перед поступлением ребенка в школу.

В силу своих возрастных особенностей дошкольник не может управлять вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Частота и длительность отвлечения внимания дошкольников определяются, прежде всего, ресурсными возможностями детского организма, но в то же время зависят и от характера деятельности. Исследования показали, что более всего вызывает утомление ребенка словесная деятельность (заучивание стихов, устное объяснение и пр.)

Важную роль в развитии внимания у детей дошкольников выполняет игра как основной вид деятельности в этом возрасте. В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость. Исследования ученых показали, что продолжительность игры у шестилетнего ребенка может достигать часа и даже несколько более, в то время как у трехлетнего ребенка она часто не превышает 20—25 минут.

Развитие внимание у малышей необходимо для того, чтобы ребенок учился достигать определенной цели и умел доводить какое-либо дело до конца. Некоторые родители спохватываются о том, что ребенок недостаточно внимателен лишь в начальной школе. Однако начинать развивать внимательность можно с раннего возраста, правда, необходимо помнить, что до возраста 6-7 лет у детей внимание непроизвольное. То есть они не могут по команде взрослого сконцентрироваться для выполнения задачи. Привлечь их внимание может лишь что-либо интересное и яркое. У малышей первых трех лет жизни концентрация внимания возможна лишь на 3-10 минут. Развитие внимания также необходимо для формирования другого важного навыка – усидчивости, которая обычно появляется в возрасте 5-6 лет и позволяет ребенку заниматься уже около 15 минут.
         Все занятия на развитие внимания нужно проводить в игровой форме, так, чтобы ребенку было интересно. Необходимо учитывать все индивидуальные особенности вашего ребенка и его возраст. Для детей первых 2 лет вполне достаточно 5-минутных занятий. По мере взросления и новых достижений ребенка длительность можно увеличивать. Однако не стоит превышать 10-15 минут. Главное регулярность ваших игр и позитивный настрой.  Развитие мелкой моторики неразрывно связано и с развитием внимания, поэтому пальчиковые игры и упражнения для развития моторики рук очень полезны, кроме этого они способствуют развитию речевых навыков. Для формирования внимания ребенка обязательно сопровождайте все ваши действия словами. Комментируйте все, делитесь своими мыслями и планами. Помогайте ребенку наводящими вопросами («Что мы сейчас делаем?», «Как мы будем дальше делать» и т.п.). Не предлагайте сразу ваши ответы, пусть ребенок соберется мыслями и подумает.

Развитие внимания ребенка должно совершаться в нескольких направлениях. Первое - это формирование умственных действий. Второе - научить ребенка приемам контроля и оценки своих действий. Третье - создание соответствующей атмосферы развития произвольного внимания, главное условие которой - формирование положительной мотивации учебы. Этот процесс имеет ряд этапов. Первый этап - этап предварительного ознакомления с действием. Ребенку необходимо разъяснить цель действия, показать, на что надо ориентироваться при выполнении действия. Второй этап - выполнение действия во внешней, развернутой форме. Ребенок должен усвоить (понять и запомнить) содержание действия (правило выполнения). Третий этап заключается в том, чтобы научить его проговаривать все совершаемые действия. Необходимо отработать этот этап настолько, чтобы ребенок мог произнести все операции, необходимые для выполнения действия. Четвертый этап - выполнения действия в форме проговаривания всего процесса «про себя». Пятый этап - выполнение действия во внутренней речи. Ребенок сам выполняет действие и сам себя контролирует. Задача планомерного воспитания внимания в связи с этим видится как постоянное формирование новых действий умственного контроля. Но и при таком формировании внимания непременным условием является наличие положительной мотивации основной деятельности.